Основная информация
Свято-Успенская Почаевская Лавра – монастырь в небольшом городке Тернопольской области – это последний форпост православия на западе. Монастырь основан на месте явления Божьей Матери. В разные времена в обители подвизались преподобные Иов и Амфилохий Почаевские.
Когда вы попадаете в Почаев, вас полностью захватывает совершенно необычайная атмосфера православной набожности. По всюду тысячи паломников со всего православного мира. Воздух тут пронизан неизреченным. Это чувствуешь и на всенощной, и на литургии. Это чувствуешь, когда часами стоишь в очереди, чтобы приложиться к Иконе Божьей Матери Почаевской, которая опускается только на несколько часов после службы.
Время возведения Свято-Троицкого собора (1906-1911) в Свято-Успенской Почаевской Лавре было эпохой, когда образованное общество только-только вновь открыло для себя изумительную глубину и величавую духовную строгость древнерусского искусства.
Издававшийся в Лавре журнал "Русский инок" писал: "Построен собор во вкусе православной старины XV в. и представляет собой точную копию (вчетверо большую) другого, Троицкого же собора, находящегося в Лавре Сергиевской… Новый храм Почаевской Лавры спроектирован знаменитым академиком А. В. Щусевым, который является в области архитектуры тем же, кем явились в области живописи Васнецов и Нестеров. Он сумел так художественно возродить русскую старину, что когда любуешься этим собором с его башнею, величественным куполом, таинственными хорами и переходами, – как бы погружаешься в давно минувшие времена, когда Русь воистину была святою, когда она, начиная от палат великокняжеских, представляла собой огромный монастырь, живший по уставам Св. Церкви, строго соблюдавшей заветы преподобных отцов.
Близким прототипом собора может служить и храм Антониева монастыря в Новгороде, хотя Троицкий собор и не копия его. Архитектура его проста: беленый куб, завершенный одной главой, с башней с запада (для входа на хоры) и апсидами с востока. Тяжелые монолитные стены имеют минимум украшений – лишь орнамент, выложенный из кирпича (кладка рельефом), проходящий поясом на высоте хоров и по барабану, да мозаика над тремя входами. С западной стороны – образ Почаевской Божией Матери, Которой поклоняются волынские святые, с северной – Новозаветная Троица с Голгофой в центре, с южной – образ Спаса Нерукотворенного, перед Которым склонились святые князья".